Bars4x4

Подготовка к внедорожью полноприводных авто

Трофейный автомобиль «Мерседес-Бенц»

06.05.2023 12:34 Статья bars4x4

Оглавление


Памятка по эксплуатации и обслуживанию трофейного автомобиля «Мерседес-Бенц» модель 170, выпущенная Главным автомобильным управлением красной армии в 1943 г.

Краткое описание автомобиля

Германский автомобиль «Мерседес-Бенц» модель 170 представляет собой легковую двухосную машину с задними ведущими колёсами. Максимальная скорость автомобиля 90 км/час.

Трофейный легковой автомобиль «Мерседес-Бенц» с кузовом штабного типа Рис. 1. Трофейный легковой автомобиль «Мерседес-Бенц» с кузовом штабного типа.

Трофейный легковой автомобиль «Мерседес-Бенц» с кузовом пассажирского типа Рис. 2. Трофейный легковой автомобиль «Мерседес-Бенц» с кузовом пассажирского типа.

Машина может преодолеть подъём до 33°. Нормальный расход бензина на 100 км пути 10,9 л.

На шасси устанавливается открытый кузов штабного типа с откидным верхом (рис. 1). В кузове автомобиля имеются ящики для перевозки небольших грузов. Общая полезная нагрузка автомобиля должна быть не больше 425 кг.

Иногда взамен штабного кузова на шасси устанавливается пассажирский четырехместный кузов — торпедо (рис. 2).

Двигатель (марки М-В, тип 136) карбюраторного типа имеет четыре цилиндра. Максимальная мощность двигателя 38 лошадиных сил при 3400 оборотах в минуту коленчатого вала. Степень сжатия 6:1. Порядок работы цилиндров 1-3-4-2. Двигатель крепится к раме в двух точках.

Жидкость в системе охлаждения двигателя циркулирует под действием центробежного насоса. В системе охлаждения имеется термостат, не позволяющий воде циркулировать, пока она не нагрелась до определённой температуры. Ёмкость системы охлаждения 11 л.

Система смазки двигателя принудительная. Имеется фильтр для очистки масла, соединённый с манометром на щитке приборов. Емкость системы смазки двигателя 5 л.

На двигателе установлен карбюратор «Солекс», имеющий пусковое устройство для облегчения запуска, и экономическое приспособление, уменьшающее расход бензина при неполных открытиях дросселя. Для очистки воздуха на двигателе устанавливается воздухоочиститель лабиринтового или масляного типа. Всасывающий трубопровод имеет автоматически регулирующееся устройство для подогрева рабочей смеси выхлопными газами.

Бензин к карбюратору подаётся самотёком из бака, расположенного на переднем щитке (со стороны двигателя). Емкость бака 43 л, в том числе 3 л в запасе.

Зажигание батарейное, 12-вольтовое. Аккумулятор находится под сиденьем водителя. Динамомашина, индукционная катушка и стартер установлены с левой стороны двигателя. Установка зажигания 4° после верхней мёртвой точки (положение ВМТ определяй при помощи проволоки, просунутой через отверстие для свечи).

Коробка перемены передач даёт четыре передачи вперёд и одну назад. Для бесшумного переключения первой, второй, третьей и четвёртой передач в коробке имеются два синхронизатора.

Карданный вал открытый с мягкими резиновыми шарнирами.

Задняя ось разрезная с полуосями, снабжёнными шарнирами Гука и качающимися вместе с закрывающими их чулками. Подвеска всех колёс независимая. Передние колёса подвешены на двух поперечных рессорах, а задние на спиральных пружинах.

Тормозная система состоит из ножного тормоза с гидравлическим приводом, действующего на все четыре колеса, и ручного тормоза, действующего только на задние колёса.

На автомобиле имеется центральная система смазки шасси, при помощи которой смазываются детали рулевого управления, поворотные цапфы, передняя подвеска и подшипник сцепления.

Осмотр автомобиля и подготовка к пуску

ПОМНИ! Пускать автомобиль можно только после того, как машина будет осмотрена и заправлена.

При осмотре помни: враг мог умышленно стремиться вывести машину из строя и оставить её без масла и воды.

Фирменный значок автомобиля «Мерседес-Бенц» Рис. 3. Фирменный значок автомобиля «Мерседес-Бенц»

Осмотр автомобиля производи в следующем порядке:

  1. Осмотри внимательно всю машину и убедись в том, что данный автомобиль соответствует описанному в памятке. При этом обрати внимание на фирменный значок «МЕРСЕДЕС-БЕНЦ» (рис. 3), укрепленный над радиатором.
  2. Проверь, не отсутствуют ли отдельные части и агрегаты автомобиля. При этом обращай особое внимание на электрооборудование и систему питания. На рис. 4 показан двигатель автомобиля «Мерседес- Бенц».
  3. Проверь уровень воды в радиаторе. Если воды нет, то, перед тем как залить её, проверь, закрыт ли спускной кран, находящийся справа под радиатором.
  4. Проверь уровень масла в картере двигателя. Для этого пользуйся измерительным щупом, находящимся с левой стороны двигателя.
  5. Проверь запас топлива в бензобаке.
  6. Проверь, открыт ли топливный кран, находящийся под баком, справа от рулевой колонки (на рис. 5 показаны различные положения ручки топливного крана).

ПОМНИ! Если в бензобаке осталось только 3 л бензина, то подача его к карбюратору прекращается. Чтобы бензин снова начал поступать к карбюратору, необходимо поставить кран в положение «запас» (Res).

  1. Проверь давление воздуха в шинах. Нормальное давление в передних шинах 1,5 ат, в задних 2 ат.
  2. Проверь уровень масла в картерах коробки перемены передач, главной передачи и рулевого механизма. При заправке масло заливай до уровня наливной пробки.
  3. Проверь наличие масла в бачке центральной системы смазки шасси, находящемся на левой стороне переднего щитка (со стороны двигателя).

Перед пуском двигателя несколько раз проверни коленчатый вал при помощи пусковой рукоятки.

Двигатель автомобиля «Мерседес-Бенц» — вид с правой стороны Рис. 4. I — Двигатель автомобиля «Мерседес-Бенц» — вид с правой стороны.

Двигатель автомобиля «Мерседес-Бенц» — вид с левой стороны Рис. 4. II — Двигатель автомобиля «Мерседес-Бенц» — вид с левой стороны.

  1. рычаг коробки перемены передач;
  2. коробка перемены передач;
  3. верхний картер двигателя;
  4. головка блока цилиндров;
  5. выхлопная труба;
  6. впускная труба;
  7. воздухоочиститель;
  8. термостат;
  9. масленка водяного насойа;
  10. масленка вентилятора;
  11. вентилятор;
  12. задняя опора двигателя;
  13. привод к спидометру;
  14. маслоналивная пробка;
  15. маслосливная пробка;
  16. масляный фильтр;
  17. редукционный клапан;
  18. нижний картер двигателя;
  19. карбюратор;
  20. топливный фильтр;
  21. крышка клапанной коробки;
  22. передняя опора двигателя;
  23. динамо;
  24. прерыватель-распределитель;
  25. патрубок для наливания масла;
  26. бобина;
  27. присоединение системы центральной смазки к масленке подшипника сцепления;
  28. впускное отверстие для охлаждающей жидкости;
  29. щуп для измерения уровня масла в картере двигателя;
  30. стартер.

Положения ручки топливного крана Рис. 5. Положения ручки топливного крана.

Пуск двигателя

Чтобы запустить двигатель, проделай следующее:

  1. Поставь рычаг 3 (рис. 6) коробки перемены передач в нейтральное положение.
  2. Вытяни на себя находящуюся на щитке приборов кнопку 14 (рис. 7) экономического устройства карбюратора. На кнопке имеется надпись «Spar».
  3. Поверни против часовой стрелки доотказа кнопку 7 (см. рис. 7) дросселя (на кнопке имеется надпись «Gaz»).
  4. Включи зажигание, вставив ключ в замок 4 (см. рис. 7).

При включении зажигания загорается красная контрольная лампочка, расположенная в кнопке стартера над замком.

ПОМНИ! Контрольная лампочка погаснет, когда напряжение тока, даваемого динамомашиной, будет выше напряжения на клеммах аккумуляторной батареи.

  1. Вытяни на себя кнопку 15 (см. рис. 7) пускового обогатительного устройства карбюратора и задержи её в этом положении (на кнопке имеется надпись «Start>).
  2. Нажми на кнопку 3 (см. рис. 7) стартера.

ПОМНИ! При этом нельзя нажимать на педаль 8 (см. рис. 6) акселератора.

  1. Как только двигатель будет запущен, отпусти кнопку 15 (см. рис. 7) пускового обогатительного устройства.
  2. Поворачивая кнопку 7 (см. рис. 7) дросселя, отрегулируй обороты холостого хода.
  3. Прежде чем трогаться с места, прогрей двигатель на малых оборотах в течение нескольких минут, пока температура воды не достигнет 50°С. Температуру проверяй по термометру 2 (см. рис. 7) на щитке приборов. После этого нажми доотказа кнопку 14 (см. рис. 7) экономического устройства карбюратора, для того чтобы не перерасходовать топливо. 10.Следи внимательно по манометру 6 (см. рис. 7) за давлением в системе смазки. При прогретом двигателе давление масла должно быть около 3 ат.

Если давление падает или если манометр вообще не показывает давления, то нужно немедленно остановить двигатель, найти и устранить неисправность и только после этого двигаться дальше.

Контрольно-измерительные приборы и рычаги управления Рис. 6. Контрольно-измерительные приборы и рычаги управления:

  1. нажимное кольцо сигнала;
  2. рычаг передвижки сиденья;
  3. рычаг коробки перемены передач;
  4. толкатель насоса центральной смазки;
  5. педаль сцепления;
  6. ножной переключатель света фар;
  7. педаль тормоза;
  8. педаль акселератора;
  9. регулировочная гайка ручного тормоза;
  10. топливный кран;
  11. рычаг ручного тормоза;
  12. пробка отверстия для наполнения смазкой коробки перемены передач;
  13. крышка люка сцепления;
  14. щиток;
  15. выключатель осветления.

Щиток контрольно-измерительных приборов Рис. 7. Щиток контрольно-измерительных приборов:

  1. переключатель для ночной езды;
  2. термометр;
  3. кнопка стартера и контрольная лампочка;
  4. замок зажигания;
  5. кнопка стеклоочистителя;
  6. манометр давления масла и указатель уровня бензина;
  7. кнопка дросселя;
  8. спидометр;
  9. переключатель указателя направления движения;
  10. часыж
  11. контрольная лампочка дальнего света;
  12. кнопка тройного сигнала (гудка);
  13. включатель лампы освещения приборов щитка;
  14. кнопка экономического устройства;
  15. кнопка пускового обогатительного устройства;
  16. приспособление для заводки часов.

Управление автомобилем

Переключай передачи в коробке перемены передач согласно схеме, изображенной на рукоятке рычага 3 (см. рис. 6). Эта схема показана на рис. 8.

Схема положений рычага коробки перемены передач Рис. 8. Схема положений рычага коробки перемены передач.

Переключай передачи плавно, чтобы не повредить синхронизаторы.

На первой передаче скорость должна быть не больше 27 км/час.

На второй пере даче — не больше 48 км/час;

На третьей передаче — не больше 65 км/час.

На заднем ходу — не больше 29,5 км/час.

При езде пользуйся только ножным тормозом. Ручным тормозом пользуйся только на стоянках.

Остановив автомобиль, выключи зажигание, вынув ключ из замка зажигания.

Обслуживание автомобиля

Через каждые 100 км пути нужно на ходу автомобиля приводить в действие насос центральной системы смазки шасси. Для этого нажимай левой ногой двумя последовательными короткими толчками на толкатель 4 (см. рис. 6). После каждого толчка нужно снимать ногу с толкателя, чтобы не мешать его обратному ходу.

Нельзя нажимать ногой на толкатель вкось, иначе он может заклиниться. Если при нажатии на толкатель чувствуется сильное сопротивление, то увеличивать усилие не следует.

При осмотре и смазке автомобиля пользуйся прилагаемыми таблицами технических осмотров и схемой осмотра и смазки автомобиля (рис. 9).

Для смазки автомобиля применяй: летом автол 10 и вискозин 7; зимой автол 6 и» вискозин 3 или 5.

Кроме точек смазки, указанных на схеме (рис. 9), необходимо также смазывать несколькими каплями масла через каждые 3 000 км пробега следующие детали автомобиля: шарниры тяг карбюратора; втулки педалей сцепления и ножного тормоза, а также рычаги и шарниры тяг ручного тормоза; шарниры и запоры капота двигателя и дверок кузова; подшипник стеклоочистителя.

Схема осмотров и смазки автомобиля «Мерседес-Бенц» Рис. 9. Схема осмотров и смазки автомобиля «Мерседес-Бенц».

Условное обозначение

Квадраты — точки осмотра автомобиля. Круги - точки смазки. Цифры, стоящие внутри кружков, указывают пробег (в км) автомобиля, после которого следует осматривать или смазывать автомобиль в данной точке.

А — автол; В —вискозин; С — солидол; Т — специйльная жидкость для гидравлических тормозов

Технические осмотры автомобиля производи, пользуясь указаниями нижеследующей таблицы.

Таблица технических осмотров автомобиля

Пробег автомобиля, км Операции
1 000 Очисти воздухоочиститель и смочи его автолом. Проверь давление в шинах. Осмотри аккумулятор.
2 000 Проверь и, если нужно, смени масло в масляном воздухоочистителе (если он установлен).
3 000 Смажь втулки педалей сцеплений и ножного тормоза, а также втулки рычага ручного тормоза. Смажь шарниры тяг карбюратора и тормозы. Очисти топливный фильтр карбюратора. Проверь натяжение ремня вентилятора. Смажь динамомашину.
6 000 Очисти фильтр у топливного крана. Проверь зазор клапанов и осмотри сальник водяного насоса. Проверь зазор между контактами и зачисти контакты свечи. Проверь и зачисти контакты распределителя зажигания.
9 000 Тщательно прочисти масляный фильтр, а в случае необходимости смени его.
15 000 Промой радиатор. Прочисти и смажь шестерню стартера. Зачисти и подтяни клеммы аккумулятора.

Ознакомиться с процессом ремонта, обслуживания и рестоврацим трофейной техники можно в блоге на сайте.